Отношение к деньгам. Давайте посмотрим, как этот человек относится к деньгам, благам, способностям, славе. Эти люди могут быть знаменитыми. Однажды гуру провёл такой эксперимент. Он спросил учеников: «Вы нашли на улице 10 000 евро. Что вы будете делать?» Один говорит: «Господь послал. Надо брать. Это же для меня. Это же моё». Первая реакция – надо брать. И радоваться – надо же! Он всё-таки есть! Гуру ответил: «Негодяй. Неправильно». Второй ученик говорит: «Чужое. Не надо брать, это грех. Это мне не принадлежит, поэтому брать не надо». В Кашмире лет сто назад никто никогда не воровал, потому что был такой закон, что, если кто-то возьмёт чужое, ему отрубают руки. Поэтому даже если что-то потеряешь и через месяц придёшь, оно будет лежать на том же месте, никто не возьмёт. Гуру ответил: «Неправильно». И третий ученик говорит: «Я бы взял эти деньги и нашёл того, кому они принадлежат».
Это три отношения к богатству. Первый говорит: «Чьё? Ничьё. Значит, моё». Какая это философия? Солнце чьё? Ничьё. Значит, моё. Звезды чьи? Люди? Мои. Я могу вести себя с вами так, как мне хочется. Такой человек живёт полностью в гармонии с собой. Он думает, что всё создано для него, он находится в центре. Это философия, которую исповедуют годасы, притом в экстремальном варианте. Если этот годаса немножечко приличный человек и он что-то нашёл, то он спросит: «Сколько процентов мне надо отдать? Это моё, конечно, но я понимаю, что есть законы какие-то. 25 процентов надо оставить, Бог с вами. А остальное моё». Это хотя бы немного приличный человек.
Но если человек еще более развит, то он говорит: «Это не моё. Поэтому это не надо брать». Это называется отречением. Люди, которые понимают, что это не моё, начинают отрекаться от этих вещей.
И есть третий вариант, когда человек говорит: «Это не моё. Но это же чьё-то. Поэтому мне надо это взять и вернуть тому, кто это потерял». Так поступает госвами.
Когда человек становится на духовный путь, а каждый из нас уже встал на этот путь, то он начинает понимать, что если у нас очень много потребностей, много вещей, то это все затягивает. Если у вас двадцать комнат в доме, то это ж пока все помоешь, некогда будет и молиться. Есть выход – нанять кого-то убираться. Но для этого надо работать больше. И вы немного начинаете понимать, что чем больше вещей, чем больше разных потребностей, тем больше сознание рассеивается. Есть такой эффект? Помогает это духовной жизни? Нет. Вам просто становится некогда. И тогда до человека начинает доходить, что ему как-то надо сокращать количество вещей. Ну, может, не сразу все сапоги выкинуть, но, может быть, больше не покупать. Больше двадцати одной пары не покупать. Согласны?
А если у вас много денег? Что деньги делают с человеком? Сразу появляются планы, как их можно потратить. Так ведь? Получается, что не мы управляем деньгами, а деньги нами. Они нами манипулируют. И если человек немножечко занимается духовной практикой, то он понимает, что ему надо меньше денег, меньше потребностей. И он начинает их сокращать, потому как это мешает ему в духовной жизни. И это правильно. Если вы посмотрите, то все духовные практики говорят о том, что надо совершать аскезу. Это и есть сокращать потребности.
Но если человек уже достиг совершенства, если у него уже сердце чистое, его уже ничего не может осквернить, на него это не влияет. Если он полностью чистый и испытывает внутри счастье, то как он относится к богатству? Существует два варианта. Один вариант: он полностью от него отрекается, его это не интересует и он живёт в уединении. Он живёт в таком состоянии и занимается своей внутренней жизнью. Таких людей мы редко видим, они в города не приезжают. А второй вариант – когда человек еще более возвышен, он смотрит и понимает, что все это (деньги, вещи) не его, поэтому ему надо всё использовать для того, чтобы выражать свою любовь тому, для кого он живет. Ведь это же всё инструменты, которые можно использовать в служении.
Расскажу вам историю. Это было в Индии, во Вриндаване, в 15-м веке. Жил один человек, его звали Санатана Госвами. Он жил на берегу реки Ямуны. Представьте себе: джунгли, обезьяны прыгают, тигры иногда в гости приходят. Он был очень отреченным человеком, у него ничего не было, он жил под деревом. У него был маленький алтарь, где он поклонялся Богу, молился, писал книги, прославляющие Его. Иногда ходил кушать. Кушал он через день. Чтоб покушать, надо было пройти километров 15 туда, где живут люди, и попросить у них подаяние. Они давали ему муку, из этой муки он месил тесто и делал шарики. Потом кидал их в огонь, они там обугливались, он счищал этот уголь и ел тот маленький-маленький кусочек хлеба, который в итоге остался. Вот так он жил аскетичной, но при этом счастливой жизнью.
И неожиданно по этой реке Ямуне проплывала баржа, полная соли. Соль раньше была очень дорогая. Купец, которого звали Рандас Капур, плыл в Агру, чтобы ее продать. И тут эта баржа застряла перед холмом, на котором жил этот святой. Застряла, и при этом очень неудачно, потому что солнце уже садилось и его могли ограбить хулиганы. А еще если баржа треснет, то соль вымоется водой. Купец стал очень беспокоиться. И тут неожиданно какой-то мальчуган прибежал к нему и говорит: «Дядя, тут на горе живет святой. Святые помогают, говорят. Сходи, может, поможет». А у того какие варианты? У него выхода нет, он пошел к Санатане Госвами, спрашивает: «Что мне делать?» А тот ему: «Молиться надо. Молиться. Все происходит по воле Бога, ты Его попроси. И если Он посчитает нужным, то Он поможет тебе». Но он это сказал ему с такой сильной верой, с такой убежденностью, что купец поверил. Он подошел к алтарю, поклонился и сказал: «Если что, за мной не заржавеет. Ты мне помоги. Если я хорошо всё продам, я Тебе помогу. Я что-нибудь Тебе построю». И как только он это сказал, баржа снялась с мели. Купец очень поразился: «Вот это да! Бог есть, оказывается!» Прыгнул в баржу, чтобы не уплыла без него, продал в Агре эту соль, заработал в два раза больше, чем он планировал, и не остался в долгу.
Пришел купец к этому святому, а тот сидит в набедренной повязке под деревом, эти шарики ест. Он приносит ему сундук с деньгами:
– Это тебе.
– А зачем? У меня всё нормально. Ну, хорошо, возьму. Не для себя, для Него.
И святой построил огромный-огромный храм. Если вы приедете сейчас во Вриндаван, этот храм до сих пор есть. Он сделан из красного песчаника, это был стратегический материал. Только царь Акбар в Дели строил для себя дворцы из этого камня. И этот храм до сих пор стоит. То есть что сделал Санатана Госвами? Он продолжал есть эти шарики и жить под деревом. А для Бога сделал огромный храм. Вот так ведут себя госвами.
Поэтому к святым может приходить богатство, и люди на самом деле приносят им богатство. Потому что святые привлекают людей своими качествами, и, естественно, хочется что-то для них сделать. И чтобы помочь этим людям, святой человек берёт у них богатства, способности, услуги для того, чтобы занять это в служении Богу. Вы знаете, что, когда мы берём подарки, мы становимся должниками тех людей, у которых мы их берём? И нам надо сделать то, что они от нас хотят. Попадали в такую ситуацию? Вам что-то дают, и вы чувствуете, что я ему что-то должен. А представляете, если он нехороший человек, он же что-то нехорошее от вас хочет. А вы теперь должны ему. Значит, не берите. Если взяли и не сделали, что он хочет, в следующей жизни надо будет отдавать. Понимаете?
Хорошо, когда хорошие люди дают нам что-то. Они побуждают нас делать что-то хорошее. Но если это нехороший человек? С подарками мы же берём карму этих людей. Я сейчас не говорю про бизнес, про магазин – в магазине мы заплатили деньги, и всё. Но когда вы берёте подарки, это означает, что вы в долгу. Но когда святой человек берёт эти вещи и тратит не на себя, тогда нет никаких последствий. Тогда этот человек получает полное благо.
Я имею в виду, что у госвами могут быть богатства, он может принимать подарки, но надо смотреть, куда он их направляет, на что он их тратит. Конечно, у него есть необходимые вещи, какая-то одежда, потому что без одежды в милицию заберут. Но в остальном человек живет простой жизнью, а богатства или славу использует, чтобы помогать людям.
Конечно, сходу это невозможно понять. Поэтому надо наблюдать за человеком. Так же как для того, чтобы выйти замуж, люди должны присмотреться друг к другу, это же не за секунду решается, надо наблюдать за человеком.